
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ТРЕВОГИ
Тревожные расстройства входят в десятку причин нетрудоспособности во всем мире. Прямо сейчас от тревожного расстройства страдают примерно 5% населения и это огромная цифра!
В течение жизни с одним из тревожных или фобических расстройств столкнется 30% жителей планеты.
❓Зачем же нужна тревога?
Эволюционно тревога призвана обеспечивать нашу безопасность: она мгновенно мобилизует организм, выбрасывает в кровь адреналин, накачивает легкие воздухом, а мышцы кровью, чтобы мы могли быстро бежать и ловко залезть на дерево, спасаясь от хищника.
❓Но ведь мы объективно живем в гораздо более безопасном мире, чем жили наши предки, но при этом масштабы распространения тревожных расстройств поражают. Почему?
Очень просто: от тревоги человек не умрет, поэтому с точки зрения физиологии гораздо выгоднее переживать дискомфорт от тревожного расстройства, чем совсем избавиться от хорошо зарекомендовавшей себя системы спасения и пропустить реальную угрозу.
❓Что происходит в ГМ при тревожном расстройстве?
Сигнал об опасности идёт напрямую в миндалевидное тело, минуя обработку в коре ГМ (отвечающую за создание сложных когнитивных схем). Миндалевидное тело срабатывает как сигнализация и передаёт сигнал дальше, в гипоталамус, который и регулирует физиологический отклик: выброс адреналина, повышение артериального давления и т.д. Это называется «нижней дорогой» передачей сигнала о тревоге.
Проще говоря, в случае тревожного расстройства, из-за отсутствия когнитивной обработки реакция на опасность супер-чрезмерна! Опасность при этом может быть любой - от таракана на полу до мыслей о предстоящем экзамене.
✅ Задача психотерапии в этом случае заключается в налаживании связи между подкорковыми структурами и префронтальной корой ГМ. Так формируется «верхняя дорога» передачи сигнала об опасности: таламус -> кора больших полушарий (анализ) -> гиппокамп (память) -> префронтальная кора (принятие решения о том, что делать). Таким образом, если миндалевидное тело и успевает активироваться, деятельность коры дезактивирует его обратно.
В когнитивно-поведенческой психотерапии это достигается за счёт вербального исследования проблемы, обучения когнитивность анализу, эмоциональной регуляции и повышению навыка осознанности.