
КЛИЕНТСКИЙ СЛУЧАЙ С.
Мы хотим показать вам как проявляется и какие проблемы создает психологическая травма отвержения на реальном примере. Мы осознанно опускаем описание результатов терапии, так как нам важно показать именно работу дисфункциональной схемы. Возможно, она покажется вам знакомой.
Имя и некоторые детали истории изменены, чтобы исключить узнаваемость.
Клиент - Светлана, 27 лет.
Обратилась к психологу из-за проблем на работе. Она получила повышение в должности и ей очень хотелось доказать руководителю, что она заслуживает оказанного ей доверия, поэтому она прикладывала чрезмерные усилия даже к простым рабочим задачам. На привычные обязанности стало уходить больше времени, Светлана начала срывать сроки, забывать перезвонить заказчикам и т.д. У нее появились частые и острые приступы стыда и тревоги. Это мешало сосредоточиваться, отнимало много сил на попытки подавления чувств, приводило к нервным срывам, конфликтам с подчиненными. По мере нарастания стресса, Светлана стала все чаще и чаще прибегать к психоактивным веществам и алкоголю, чтобы “дать себе отдохнуть”.
В процессе терапии выяснилось, что подобные эмоциональные проблемы уже неоднократно возникали в жизни клиентки и каждый раз были связаны с появлением большей ответственности: завязывание романтических отношений, выполнение обязанностей старосты группы в университете, выход на новую работу и т.п.
В таких триггерных ситуациях у Светланы активируется схема дефективности и стыда:
-“Я не заслуживаю того, что у меня есть”
-“Я посредственность”
-“Я убожество”
-“Я не понимаю почему люди хотят проводить со мной время”
Света считает, что не заслуживает уважения, любви и внимания, а если кто-то относится к ней дружелюбно, то это только из вежливости. Так же она убеждена, что другие люди видят ее убогость и испытывают к ней презрение и отвращение.
Эта схема сформировалась у Светланы в раннем подростковом возрасте. По ее словам у нее был холодный, жесткий, критикующий отец и пассивная, равнодушная мать. Свете очень хотелось заслужить одобрение отца, но он никогда не обращал внимания на ее успехи. Критика и физическое насилие были всегда, независимо от того, как Света себя вела. Он всегда был недоволен тем, как она выглядит, как говорит, как учится. Отец говорил Свете, что она его позорит.
В примере Светланы хорошо раскрыта связь между дисфункциональными условиями развития в детстве и юности и дисфункциональными паттернами поведения в настоящем. И в прошлом, и в настоящем мы видим одну и ту же тенденцию - неудачную попытку заслужить одобрение. Интенсивное обесценивание отца в детстве могло сформировать схему дефективности и стыда, которая лежит в основе тех проблем, с которыми Светлана пришла на психотерапию.