ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ

ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ

Любая терапевтическая работа в независимости от вида и степени расстройства не может обойтись без построения терапевтического альянса, сложно переоценить значения этого шага.
Следующим по очереди, но не по значению идет работа с самокритикой и негативным самоотношением.

Высокий уровень самокритики является одним из факторов, повышающих риск возникновения депрессии. Он же является одним из столпов который её поддерживает. Из-за ухудшения физического самочувствия при депрессии, становится сложно выполнять привычные дела, человек испытывает слабость, быстрее обычного устает. На этом фоне уровень самокритики может повысится ещё сильнее. Так как человеку кажется что он перестал справляться и с привычными делами. В эти моменты человек как никогда нуждается в принятии, поддержке и тепле. Но вместо сочувствия, эмпатии и бережного отношения, человек в депрессии, как правило снова прислушивается к своему «внутреннему критику» который рождает в нем чувство стыда и злости на себя за «слабость» и «лень».

Задача психотерапии на этом этапе заключается в том, чтобы сделать самокритику более конструктивной, т.к. полностью от неё избавиться невозможно и не нужно, и перенаправить ее с личности человека на отдельные аспекты поведения. Наша цель в том, чтобы найти в человеке или создать часть которая будет поддерживать его в противовес критики. Обычно для этого мы применяем такую схему:

1. Наблюдение за собой и за другими. Мы стараемся обратить внимание человека на моменты его жизни когда либо кто то из окружения либо он сам был добр к нему, проявлял поддержку и участия, так же очень важно понаблюдать когда человек проявляет эти качества к другим людям, как правило мы пытаемся соединить эти части и направить их на самого себя

→ 2. Привыкание. На этом этапе работа направлена на развитие без оценочной системы восприятия в противовес оценочной. Важно что бы человек научился видеть себя фактически а не через призму оценочных суждений. Например: мой вес 75кг, а не я жирная, мой рост 168 см , а не я коротышка.

→3. Успокоение это то что как правило происходит на этой стадии работы и крайне важно закрепить полученные результаты, в том числе важно найти и начать внедрять полезные привычки которые поддерживают и придают сил человеку двигаться дальше

→ 4. Признание ценности внутреннего критика (понимание его функции) это сложный этап на котором вместе с психотерапевтов происходит поиск и исследования того хорошего и полезного что давала или может дать критика

→ 5. принятие и поддержка самого себя как постоянный навык

→ 6. любовь (не обязательный пункт).

(Екатерина Сигитова \"Рецепт счастья\")

 

2. Работа со временем.

При депрессии мы склонны застревать в прошлом. Застревание в прошлом можно заметить по таким мыслям:

«Всё хорошее в моей жизни уже было и осталось позади», «С таким прошлым как у меня быть счастливым человеком просто невозможно», «Я бы многое хотел исправить в своём прошлом, но это невозможно», «Когда-то у меня было всё...», «Если бы тогда я поступил иначе все могло быть по другому» и т.п.

При таком застревании мы «не видим» собственного будущего, нам кажется, что его не будет совсем или оно будет ужасным. Настоящее тоже обесценивается, т.к. нас захватывают идеи бессмысленности всего происходящего и нашей беспомощности что-либо изменить, чтобы чувствовать себя лучше.

Таким образом при депрессии все временные отрезки окрашиваются в черные и серые тона.

В работе со временем, психотерапия нужна для того, чтобы научиться не «улетать» в воспоминания или негативные фантазии. А также начать фокусировать внимание на адаптивных действиях в настоящем для того, чтобы заботится об удовлетворении актуальных потребностей.

В когнитивно-поведенческой психотерапии для этого используются инструменты наблюдения и коррекции собственного мышления и дисфункционального поведения.


3. Долженствование.

Как правило мышления людей страдающих от депрессии переполнено идеями долженствования: \"я должен хорошо работать\" \"я должен справляться со всем на отлично\" \"я не должен жаловаться\" и т.д.

Как и любой тип автоматического мышления, долженствование сильно упрощает мышления тем самым экономя энергию. Так как же это работает. Мы начинаем усваивать определенные правила и выстраивать причинно-следственные связи с самого детства, например: дети играют в песочнице, маленький мальчик бьёт маленькую девочку лопаточкой по голове, его мама очень эмоционально начинает ругать мальчика и говорит \"девочек бить нельзя, они слабее, ты же мальчик \" так формируется правило \" я не должен бить девочек, если я буду это делать мной будут недовольны, меня будут ругать, значит я плохой\". Мозг сжимает эту большую и сложную мысль до короткого убеждения \" я не должен бить девочек, это плохо\" и эта мысль начинает регулировать поведение человека так как она подкрепляется эмоциями.

Эти идеи не учитывают желания, потребности самого индивида, а не редко и прямо им противоречат. Именно отсюда растет ощущения бессмысленности, бессилия и апатии, появляется ангедонии.

Работа с долженствованием эти сложный переход с идей я должен на \"ощущения я хочу\". Переключения на поиск и удовлетворение потребностей.


Печать  

Форма на странице блога

Остались вопросы?
Позвоните нам по номеру

и мы обязательно на них ответим!

Или оставьте заявку на обратный звонок
и мы сами свяжемся с вами